Качества воздуха: активный, мужской, интеллектуальный, абстрактный и коммуникативный.
Физически воздух выражается как смесь газов, формирующих атмосферу Земли. Символически, воздух связан с творческим дыханием жизни и с речью, неразрывно связанной с дыханием. Легкость, полет и невесомость, а так же аромат, каждение и запахи связаны с элементом воздуха. В псалмах Давида молитва уподобляется каждению:
«Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя» (Пс.140:2). Молитва – есть речь, и псалмопевец уподобляет ее благоуханию, которое возлетает через воздух (универсальный проводник) к Престолу Творца.
Во многих мифологиях воздух ассоциируется с идеей творения, а так же с условием для движения и появления жизненных процессов:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Бытие, глава 2, стих 7.
Воздух - летучий эемент, который, как считают Каббалисты, является порождением родительских элементов - огня и воды (так получается пар, однако, осмысление этой концепции отлично от Алхимической схемы трансформации скорпиона в белого орла: в данном случае соединение противоположностей – Отца и Матери порождает Сына – воздух, в случае трансформации воды – утончается, путем длительной духовной работы – грубое и плотное – в летучее и тонкое).
Воздух - примиритель противоположных стихий - огня (мужчины) и воды (женщины), уравновешивающий эти две порождающие его самого противоположности. Таким образом, мы получаем принцип уравновешивания биннера, путем синтеза. Будучи порождение огня и воды, мужского и женского, воздух являет собой андрогинна, объединяющего в себе оба начала. Именно универсальные свойства воздуха, создают наиболее приемлемую среду для возникновения и реализации обоих принципов – мужского и женского, и именно его связывающее и объединяющее свойство является принципом, позволяющим рождаться и жить всему живому. Даже физически – воздух, являясь пассивной воспринимающей стороной по отношению к внешнему космическому пространству (вода) – воспринимает солнечные лучи (огонь), и, нагреваясь, и преломляя их в себе – создает условия для жизни всего сущего на планете.
Воздух также указывает нам на человеческий интеллект и мыслительные процессы, быстрые, изменчивые и абстрактные.
Направление или часть света, соответствующая воздуху Восток.
Буква в оккультной Каббале, соответствующая воздуху – «Алеф», символизирующая дыхание, так как произносится именно как придыхание. Иероглифически «Алеф» напоминает правостороннюю свастику, принцип созидания. Среди букв Tetragrammatona – воздуху соответствует литера «Вав», означающая «гвоздь», и по своей иероглифической записи напоминающая удлиненную литеру «Йуд». Она являет собой как бы «Йуд» на новом уровне, новом витке бытия.
Качества земли: пассивная, женская, твердая, материальная, физическая, устойчивая, медленная и основательная.
На физическом плане - земля - сухая поверхность планеты, состоящая из твердых органических и неорганических частиц. Аллегорически она несет гораздо большую смысловую нагрузку. Земля представляет физическую материализованную вселенную, в которой мы живем. Это - осязаемый мир вокруг нас, к которому мы можем прикоснуться и который мы можем почувствовать.
Земля - Дочь огня и воды, также как воздух - их Сын. Этот элемент охватывает все виды производительности, изобилия, роста и регенерации. Земля - четвертый и последний элемент, результат действий трех других, и по некоторым каббалистическим истолкованиям – их тяжелый осадок.
Земле соответствует литера «Тав», не являющаяся «Материнской» буквой, и относящаяся к одной из семи двойных букв священного еврейского алфавита. «Тав» так же является последней буквой алфавита, и означает «Крест». Число соответствующее литере «Тав» - 400, являющее собой четверку взятую сто раз, таким образом, наиболее материальную, и удаленную от идеального духовного мира. Само по себе число 4 принцип материальности и объема, символизирующееся Тетраэдром Пифагора, являлось в представлении пифагорейцев последним из совершенных чисел. Число 4 так же интересно тем, что при сложении числового ряда, его образующего: 1+2+3+4 получаем 10 – число, основное для десятичной системы исчисления, и в Каббале соответствующее Сфире Малхут (Царство), к которой как раз и относятся четыре стихии. В непроизносимом Имени земле соответствует окончательная буква «Хэй», однако, она ничем не отличается при записи от первой «Хэй», так как в еврейском алфавите у этой литеры нет конечной формы написания. Разницу мы можем увидеть лишь при учете целокупности четырехбуквенного Имени, однако, говоря о свойствах элемента земли – нельзя сказать, что они сильно отличны от свойств элемента воды. Подобно тому, как вода содержит в себе потенцию всех форм, земля содержит в себе окончательное исполнение этих форм, и материю для их произведения и формирования. Земля предоставляет себя воздуху подобно тому, как вода предоставляет себя огню. При соединении огня и воды – порождаются воздух и земля, при соединении воздуха и земли – живые существа в своих физических телах. Мистический брак воздуха и земли – Сына и Дочери – являет собой как бы акт творения на более низких, и приближенных к нам планах бытия. В Каббале существует концепция, которая учит о том, что для достижения успеха в духовном делании – следует возвести Дочь на Престол Матери; или, учитывая соответствия Букв Тетраграмматона Сефирот Древа Жизни – Йуд-Хохма, Хэй-Бина, Вав-Тиферет, Хэй окончательная – Малхут – следует возвести Малхут на Престол Бина. Таким образом, как утверждают Каббалисты, можно достигнуть исправления своей падшей природы, и вернуться к Первоначальному Блаженству. По всей видимости, для этого предлагаются специальные практические медитации, и созерцание визуализируемых сюжетов из Священного Писания, а именно тех сюжетов, которые помогут узреть и постигнуть собственным мистическим опытом тождество земной Природы с материнской частью сущности Бога, которая именуется «Альма Элоhим», что может значить «Матерь Божия», или «Мать Богов», «божественная Мать». Алма Элоhим отождествляется Триадой Высших Сефирот Древа Жизни, но наибольшее выражение находит через Сфиру «Бина».
Направление или часть света, соответствующая Земле - Север.
Существа четырех элементов
Элементали - нефизические существа, природу которых составляет лишь один из четырех стихийных элементов. Они - невидимое продолжение видимой природы или духовные сущности элементов. Если люди, ангелы, архангелы и более высокие духовные существа имеют сложную природу, то элементали составлены, лишь из одной соответствующей стихийной сущности. В духовных иерархиях элементали занимают место между людьми и более высокими существами, такими как ангелы и архангелы.
Существуют четыре вида элементалей:
1. Гномы - Духи Земли
2. Сильфы, или Сильфиды - Духи Воздуха
3. Русалки, или Ундины - Духи Воды
4. Саламандры - Духи Огня
Согласно легендам, все эти существа созданы, чтобы восхвалять Бога за его деяния.
Гномы
Наименование этих существ происходит из греческого слова genomos, означающего "обитатель Земли". Гномы работают в самом земном элементе и имеют огромную власть над камнями и растительностью, так же как над минеральными элементами, которые присутствуют в телах людей и животных. Они работают с камнями, драгоценными камнями и металлами и, как считается, являются стражами скрытых сокровищ. Различные мифические традиции изображают несколько типов Гномов - таких как сатиры, брауни и дриады. Гномам приписываются такие качества как терпение и трудолюбие, но они могут быть также злонамеренны и обидчивы. Согласно их земной природе, им соответствует Север. Короля Гномов зовут Гоб. (В Средневековье, подданных Гоба называли Гоблинами).
Сильфы
Эти существа живут в стихии воздуха. Они являют собой высший тип элементалей, потому как их Элемент имеет самый высокий уровень вибраций. Как утверждает традиция, Сильфы используют для передвижения ветер и облака. Мифы описывают их как крылатых эльфов или фей. Духи Воздуха - изменчивые существа, которые передвигаются со скоростью молнии. Они проявляют себя через эфиры и газы Земли, а также, косвенно, используя человеческую нервную систему. Люди, особенно художники и поэты, представляют сильфид благодетельными, радостными и вдохновенными. Они соответствуют Востоку. Король Сильфов, чье имя Паралда, как утверждается, живет в облаках, выше самых высоких горных вершин.
Ундины
Этот вид сущностей состоит из воды или влажности. Поэтому Ундины способны контролировать и управлять водяными потоками в природе. Они также воздействуют на жизненные жидкости в растениях, животных и людях. Мифы описывают Ундин как водных нимф, водных эльфов, русалок и нереид. Согласно традиции, они энергичны, изящны и вообще благосклонны к людям. Короля духов Воды называют Никса. Эти существа соответствуют Западу.
Саламандры
Это самые сильные и могущественные из всех элементалей. Саламандры живут в том духовном эфире, который является невидимым Огнем Природы. Физический Огонь и теплота не могут существовать без них. Саламандры воздействуют на эмоции людей и животных посредством высокой температуры тела и кровообращения. Они также влияют на все теплокровные существа. Как утверждает традиция, из всех элементалей, именно с ними наиболее сложно установить контакт, вследствие обжигающей природы их элемента. Однако с помощью дыма горящего ладана можно создать среду, в которой они проявят себя. Саламандры изменчивы по размеру и облику, от пламенных шаров или языков огня до мифологических персонажей в доспехах или огненных существ, подобных ящерице. По характеру они опасны и непредсказуемы. Их могущественный Король - внушающий ужас пылающий Дух, известен под именем «Джин». Саламандры соответствуют Югу.
Итак, уделив внимание свойствам каждой из стихий, их каббалистическим соответствиям, и алхимическим свойствам, а так же вкратце рассмотрев природу духов, в них обитающих, следует вернуться к тому, вопросу, ради которого это было сделано. А именно, выяснить, каким же образом следует человеку достигнуть баланса стихий внутри себя, и в чем здесь может помочь древний и могущественный символ Пентаграммы.
Для начала следует понять, что равновесие есть основа Великой Работы. Не может человек управлять силами Природы, если сам стоит неустойчиво. Человек, рожденный в этом мире постоянного противоборства разнополярных сил, сможет найти Свет, только примирив их.
Итак, для того, чтобы уравновесить в себе, внутри своего Микрокосма, силы стихий, следует стать быстрым и активным подобно Сильфам, избегая свойственного им легкомыслия и изменчивости; быть сильным и энергичным подобно Саламандрам, избегая обыкновенной для них раздражительности и жестокости; быть подвижным и восприимчивым подобно Ундинам, избегая свойственного им непостоянства и лени; быть трудолюбивым и выносливым подобно Гномам, но не таким грубым и алчным, как они.
В противном случае, человек, который не приведет в баланс силы стихий в своем Микрокосме, столкнувшись с духами стихий – окажется их рабом, будучи уловлен через страсти своей души, им соответствующие. Человек, не победивший в себе алчность, и вызывающий Гномов, для того, чтобы ей потворствовать – оказывается у них в подчинении, а не они у него. Точно так же дело обстоит и с другими стихиями и их духами. Не уравновесивший в себе силы стихий человек очень быстро собьется с пути, используя силы стихийных духов ради удовлетворения самых низменных проявлений стихий в мире четырех элементов.
Но, человек сумевший покорить своей воле стихийные проявления в своем Микрокосме, как бы распявший себя на Кресте Четырех Элементов, распявший и умертвивший на нем все свои страсти и пороки – становится как бы центром равновесия всех сил, оказывается как бы в центре этого Креста, и тогда он открывает перед собой возможности нового рождения от Духа, который сходит в центр сего Креста, и преображает «распятого» на нем.
Итак, до тех пор, пока человек не достигнет этих высоких целей, он использует символ прямой пентаграммы, как бы направляя свою волю к покорению стихий, и стремясь к Духовному Преображению, на что нам может указывать возвышенное положение угла Духа в атрибутации углов Пентаграммы. Когда же человек достигает равновесия в центре Креста, и одухотворяется Свыше, Пентаграмма преобразуется в Крест, с распускающейся на ней Розой Духа.
Однако, следует заметить, что пентаграмма сама по себе являет символ божественного вмешательства в жизнь, или схождение Духа в мир материи, четырех элементов. В связи с этим, некоторые Розенкрейцерские Ордена, вслед за астрологом Тихо Браге - толковали пентаграмму как выражение имени Иисуса, объясняя это тем, что Крест Четырех Элементов образуемый четырьмя стихиями, и соответствующими им буквами Тетраграмматона (непроизносимого имени Ветхозаветного Бога – IHVH (Йуд-Хе-Вав-Хе)) подвергаясь воздействию Духа (пятого элемента, соотносимого с пятым лучом Пентаграммы) которому соответствует еврейская литера «Шин», сходящего в центр креста элементов, подобно Иисусу, претерпевающему распятие, прочитывается как IHShVH, то есть Иешуа, вариант еврейского произношения имени «Иисус». Таким образом, все это позволяет осмыслить эзотерическую составляющую христианского учения, и связать его с мудростью Каббалы, и иными оккультными практиками, чистой и божественной Магией Света, Теургией и Мистическим постижением.