Владение концентрацией- необходимое условие для успеха в магической практике и достижении результата. Почти все магические системы и техники опираются на этот элемент успеха.
Концентрация - это умение сфокусировать свое внимание на одной мысли или образе, полностью отбросив всё остальное. Другими словами конентрация - это сосредоточение мысли.
Это понятие означает определенную степень сосредоточенности во время погружения в состояние "покоя", предполагающую концентрацию мыслительной деятельности на одном из участков своего тела или каком-либо постороннем предмете или явлении. Поскольку этот прием предполагает устранение посторонних мыслей и сосредоточение на чем-либо одном, он способствует обретению душевного равновесия.
Для того чтобы быстро научиться погружаться в состояние "покоя" и "концентрировать мысль", избежав при этом нежелательных отклонений, нужно овладеть способами выполнения, принципами и содержанием этого приема.
а) Способы "концентрации мысли".
можно выделить три основных способа "концентрации мысли": с помощью "внутреннего созерцания", "чистой мысли" и "мысленного взгляда".
(1) "Концентрация мысли" с помощью "внутреннего созерцания": закройте глаза; мысленно направьте свой "взгляд" на место, на котором хотите сосредоточиться; вслед за "взглядом" направьте "мысли".
(2) Концентрация с помощью "чистой мысли". Для выполнения этого приема достаточно мысленно сосредоточиться на выбранном участке тела или предмете.
(3) Концентрация с помощью "мысленного взгляда": этот прием считается наиболее эффективным, поскольку объединяет преимущества предыдущих двух. Направьте взгляд прямо перед собой, сосредоточьтесь, "вберите" этот взгляд в себя, медленно закройте глаза и "направьте" его вместе с "мыслью" внутрь. "Взгляд" и "мысль" должны следовать вместе, как единое целое.
Принципы "концентрации мысли".
Эти принципы сводятся к следующему: "как будто сосредоточен и как будто нет", "как будто существует и как будто нет", "непрерывность". Принцип "как будто сосредоточен и как будто нет" предполагает, что "концентрация мысли" на выбранном объекте не должна быть слишком жесткой, не должна напоминать мертвую хватку. "Мысль" должна концентрироваться "расслабленно". В противном случае, даже если удается избавиться от посторонних мыслей, могут появиться неприятные и даже болезненные ощущения, например головная боль, распирание головы, нервное напряжение и др. "Концентрация мысли" должна быть отрешенно-естественной, однако без каких-либо помех. Через некоторое время после достижения такого состояния в организме начинается движение "истинной ци". В это время "мысль" как бы исчезает. Принцип "как будто существует и как будто нет" означает следующее. Поскольку объект, на который направлено сосредоточение, воспринимается не с помощью органов чувств, а мысленно, становится понятной первая часть этого принципа - "как будто существует". Ведь этот объект не может восприниматься слишком конкретно и реально. С другой стороны, хотя объект сосредоточения воспринимается в общих чертах и достаточно абстрактно, он тем не менее не является "ничем", обладает признаками реального предмета или явления. Его иллюзорность сохраняется в субъективном восприятии. Отсюда вытекает смысл второй части принципа - "как будто нет".
Первое условие концентрации заключается в умении устранять посторонние мысли, звуковые и зрительные впечатления, уничтожать невнимательность и получать полный контроль над телом и разумом. Тело обязательно должно находиться под непосредственным контролем разума, а разум — под непосредственным контролем воли. Разум, укрепленный волевыми импульсами, является более могучим выразителем мыслительных вибраций; последние, в свою очередь, имеют более значительную силу и оказывают более сильное действие.
УПРАЖНЕНИЯ на РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНЦЕНТРАЦИИ
Упражнение 1. Спокойное сидение. Это не легкое дело. Оно является прежде всего испытанием вашей способности сосредотачиваться, задерживать невольные мускульные движения; после небольшой практики вы будете способны спокойно сидеть, не двигая мускулами, пятнадцать и более минут.
Самый лучший способ для этого состоит в следующем: сядьте в удобное кресло, займите удобное положение, ослабьте все мускулы и постарайтесь сохранять полнейшее спокойствие в продолжение пяти минут.
Продолжайте проделывать это упражнение до тех пор, пока вы будете способны очень легко выполнять его; затем увеличьте время до десяти минут; после того, как вы научитесь сохранять спокойствие в течении десяти минут, продлите время до пятнадцати минут; этого времени будет вполне достаточно.
Вы не должны переутомлять себя как этим, так и каким-либо другим упражнением. Лучше всего упражняться понемногу, но как можно чаще. Имейте в виду, что вы отнюдь не должны сидеть в оцепенелом положении; не должно иметься ни малейшего напряжения мускулов; вам следует совсем их расслабить.
Подобный способ расслабления очень полезен в тех случаях, когда вы хотите хорошо отдохнуть после утомительного напряжения. В нем заключается идеальное «лечение отдыхом», которое можно производить сидя в кресле или лежа в постели, или на диване.
Упражнение 2.. Наполните рюмку водой до краев и возьмите ее пальцами; вытяните правую руку прямо перед собой. Устремите глаза на рюмку и постарайтесь настолько спокойно держать руку, чтобы невозможно было заметить колебания воды. Начинайте это упражнение с минуты и постепенно увеличьте его до пяти минут; здесь будет граница; упражняйтесь попеременно правой и левой рукой.
Упражнение 3 Сядьте прямо перед столом, положите на него руки и сожмите кулаки, повернув их при этом ладонями вверх таким образом, чтобы большой палец находился на других.
Устремите свой взор на кулак; после этого постепенно отодвиньте большой палец, сосредотачивая все свое внимание на этом действии, как будто бы это имеет для вас большое значение. Затем медленно вытяните (разогните) свой указательный палец, после него второй, и так далее вплоть до последнего.
Затем проделайте наоборот:, сначала загните мизинец и продолжайте загибание пальцев далее, пока кулак не примет своего прежнего вида; при этом большой палец будет лежать на пальцах. Продолжайте то же самое с левой рукой. Повторите это упражнение пять раз во время одного сеанса, впоследствии вы можете проделывать его по десять раз.
Это упражнение вызовет у вас утомление, но вам следует настойчиво повторять его, так как оно очень важно для вас вследствие развития вашего внимания и направления его на простые и однообразные действия; кроме этого оно даст вам непосредственный контроль над всеми мускульными движениями.
Вы очень скоро почувствуете то благодетельное влияние, которое окажут на вас эти простые и, на первый взгляд, не очень важные упражнения. Вы не должны ни на секунду выпускать из внимания сгибание и разгибание пальцев. В этом заключается вся суть. Если вы пренебрежете этим, то тем самым окончательно утратите всю пользу от проделываемого упражнения.
Упражнение 4. Поместите пальцы одной руки в промежутки между пальцами другой; большие пальцы оставьте свободными. После этого медленно начните вращать один большой палец вокруг другого, сосредоточив одновременно все свое внимание на концах больших пальцев.
упражнение 5
Возьмите какой-нибудь неинтересный предмет, например, карандаш и сконцентрируйте на нем все свое внимание в течение пяти минут.
Пристально смотрите на него; думайте о нем; поворачивайте его; исследуйте его; думайте об его употреблении; его качествах; о материале, из которого он изготовлен; о процессе его производства и т.д. Не думайте ни о чем другом, кроме карандаша.
Вообразите себе, что изучение этого карандаша составляет для вас задачу жизни. Представьте себе, что во всем мире ничего, кроме вас и карандаша, не существует. Не позволяйте своему вниманию отвлекаться от карандаша.
Из этого упражнения вы увидите, что ваше внимание представляет из себя очень лукавое создание; вы не должны допускать, чтобы оно вполне овладело вами. Когда вы окончательно овладеете вниманием и вполне подчините его себе, то вы тем самым одержите большую победу в развитии концентрации внимания.
Это упражнение может изменяться до бесконечности: однако, при этом всегда следует выбирать какой-нибудь неинтересный и обыкновенный предмет для концентрации внимания.
Вы не должны выбирать интересный предмет, потому что последний не требует никаких усилий, чтобы сосредоточиться на нем. Для вас необходимо то, что требует от внимания как бы работы; чем неинтереснее предмет, тем больше работы и тем больше пользы от упражнения.
Вся трудность этого упражнения заключается в том, что вы будете уклоняться от существенного; постоянная концентрация внимания на неинтересных предметах вызовет в конце концов в виде самозащиты интерес к таким предметам, на которых вы уже сосредотачивались. Когда, однако, у вас появится такое состояние, вам придется лишь немного поупражняться для того, чтобы быть способным сосредотачивать свое внимание на чем и на ком угодно.
Вы можете практиковаться на каком-либо предмете из своей повседневной жизни. Вы не будете ощущать недостатка в материале для своей практики, потому что вы будете иметь главную идею запечатленной в своей памяти.
Для человека, который победил самого себя, не встретится затруднений подчинить своей воле других. Пробуйте свою силу воли над самим собой различными способами до тех пор, пока у вас не появится уверенность, что вы уже приобрели над собой власть
упражнение 6 Концентрация на чтении
Это упражнение можно практиковать в любое время как дополнение к приведенному выше. Возьмите небольшой отрывок текста или предложение. Решите, что вы будете концентрироваться на этом тексте в течение, скажем, десяти минут. Прочтите его медленно и осознайте точный смысл каждого слова и каждого предложения. Представьте, что писатель хотел сказать этими строками. Если текст содержит в себе описание какой-либо сцены, как можно более четко вообразите ее- Затем подумайте о смысле написанного. Проанализируйте ту информацию, которую дал писатель. Правдива ли она, соглашаетесь ли вы с ним? Что вы думаете по этому поводу? Какие личные переживания и опыт связаны у вас с темой прочитанного? Станьте критиком. Каковы были мотивы писателя при создании книги? Почему вы с ним не согласны?
Сам отрывок должен быть коротким. Идея данного упражнения состоит в том, чтобы развить в себе привычку к проницательному мышлению и научиться получать из предмета наблюдения всю заложенную в нем информацию.