Формирование сильного характера
Может быть, кто-нибудь из читателей, ознакомившийся с предыдущими лекциями и заключенными в них указаниями, скажет: “Да, все это очень правдоподобно, и я, конечно, достиг бы таких результатов, если бы я владел необходимыми для этого качествами ума и характера”.
Последнее, по-видимому, служит для многих главным препятствием; они очень ясно понимают, что именно нужно для достижения успеха, но, вследствие того, что у них отсутствуют характерные качества пользующегося успехом человека, они предполагают, что цель для них недостижима. На свете не существует большего заблуждения, чем подобное ложное убеждение, это ложное направление мысли, обусловленное страхом, это отсутствие сознания силы “Я есмь”.
Человек при помощи силы воли может так развить свой характер, что будет в состоянии выработать из себя все, что ни пожелает. Вне всякого сомнения, он может переделать себя. Человек всегда есть то, чем он желает быть. Конечно, это смелое заявление, но все же оно — абсолютная истина; мы можем всегда найти множество доказательств в каждом городе данной страны. Сотни лиц подтверждают его правильность, многие сотни других лиц уже на пути к этому подтверждению. Возрождение не является утопией. Оно — полная истина.
Вы вполне уясните себе эти слова, если примете во внимание, что каждое явление имеет свою причину. Деловые успехи обязаны неизвестным качествам ума, характера и темперамента. Из этих трех качеств реально существует только первое, так как два других являются лишь его результатом. Тот, кто владеет указанными качествами, достигает определенных результатов; тот же, у кого они отсутствуют, не имеет никакого успеха. Когда вы убедитесь, что эти качества присущи вам, и вы можете развить их, пред вами откроется блестящая перспектива. Развитие этих качеств служит ключом к успеху.
Вы знаете уже, что необходимые качества заключаются: в энергии, честолюбии, решительности, мужестве, уверенности, настойчивости, терпении, осторожности и в некоторых других.
Мы идем проторенными мыслительными тропинками, не думая о том, чтобы устроить новые в лесу тропинки, хотя и сознаем, что новые тропинки будут лучше, и идти по ним будет легче, чем по старым, как только они окончательно будут сделаны. Мы знаем все это. Это уже старая история. Почему же мы не протаптываем новую тропинку? Просто потому, что не хотим беспокоиться. У нас не хватает силы воли, решимости и настойчивости для того, чтобы сделать это. Я признаю, что это нелегкая задача, но подумайте о будущей награде.
Прежде всего следует помнить, что мы, в физическом и духовном отношениях, являемся созданиями своих привычек. Наш характер в большинстве случаев является результатом привычек мышления. Вполне возможно, что нам присущи наследственные импульсы, благодаря которым мы приобретаем одни привычки и отделываемся от других; мы постоянно двигаемся по линии наименьшего сопротивления.
Уничтожить мыслительные привычки при помощи прямого усилия воли — тяжелая вещь, насколько это известно большинству из нас, так как всем доводилось иметь с этим дело. Это способ, в котором пользуются успехом только сильные, между тем как слабые падают под бременем усилий, приходят в уныние и, испытывая отчаяние, падают духом. Мы достигаем результата при помощи “напряжения воли”, или, вернее, при помощи укрепления активной функции разума волей, заставляя ее действовать и приказывать пассивной функции отказаться от старых мыслительных привычек и вместо них взять себе новые. Это замечательное дело, но очень трудновыполнимое. Такого же результата можно достигнуть более легким способом. Можно выработать более легким способом простую привычку для того, чтобы сделать пассивный ум восприимчивее к приказаниям активной функции; с этим способом я намереваюсь ознакомить вас в настоящей лекции.
Второй способ - заключающийся в достижении результата при помощи самовнушении, превосходен, в особенности же, если он сопровождается поглощением мысли. При самовнушении вы просто постоянно повторяете пассивному разуму, что существуют новые привычки (не обращая внимания на старые), и пассивный разум, несмотря на то, что вначале оказывает сопротивление, в конце концов примет то, что вы ему навязываете, как истину. Он усвоит новые мыслительные привычки, как свои собственные мысли, подобно тому, как поступают многие люди при таких же обстоятельствах. Самовнушение является, в сущности, самогипнозом пассивного разума активным разумом. В этом можно видеть пример того, что каждый человек — сам себе гипнотизер.
Третий способ, поглощение мыслей, заключается в том, что вы приводите самих себя в полнейшее пассивное состояние, делая частые промежутки и напряженно сосредотачивая свой разум на идее, или психическом понятии, что новая мыслительная привычка существует; представляя себя при помощи своего воображения человеком, уже обладающим желательными качествами, вы должны сохранять эту мысль постоянно; вы всегда должны представлять себя обладающим желательной привычкой в каждый свободный момент, днем и ночью, стараясь при этом всеми способами укреплять в себе это убеждение. В этом выражается настоящее действие пассивного разума, поддерживаемое воображением. Оно кажется очень простым, достигаемые же благодаря ему результаты чуть ли не граничат с чудесами. Этот способ является одним из наиболее легких и наиболее действительных для выработки характера. Воображаемые вещи становятся реальными в сравнительно короткий промежуток времени, так как результаты следуют непосредственно за исполнением.
На мой взгляд, комбинирование (соединение) самовнушения и поглощения мыслей представляет идеальный способ для образования характера. Если настойчиво применять его, то появятся в сравнительно короткий промежуток времени замечательные результаты, действие же его обнаруживается сразу. Не нужно пренебрегать им, исходя из того, что он кажется очень простым. Он представляет собой тайну, которая должна быть для вас дороже тысячи долларов; вы никогда не пожелаете, ни за какие деньги, расстаться с ней, если только хоть раз испытаете ее благодетельные дары. Теперь я намереваюсь дать вам краткое объяснение различных, ранее упомянутых способов.
Воспользуемся, например, страх. Он может служить блестящим примером дурной мыслительной привычки, так как приносит нашим жизненным обязанностям более вреда, чем все остальные дурные мысли, взятые вместе, и, вместе с тем, он вызывает дурные расслабляющие мыслительные привычки, с которыми находится в тесном родстве. Тот человек, которому удалось с корнем вырвать эту отвратительную мысль страха, сделал уже большой шаг к свободе. Страх никому еще не оказал пользы и не окажет: но он испортил карьеру тысячам мужчин и женщин, парализуя их энергию, мешая их успехам, ослабляя их ум и подрывая их здоровье. Мы все его чувствовали, и те из вас, которые освободились от него, ни при каких условиях не пожелают снова вернуться в рабство.
Жизнь человека, который с корнем вырвет эту скверную траву, принимает совершенно другой вид. У него является совершенно иная цель существования. Многое из того, чего мы боимся, никогда не происходит; то же немногое, что происходит, может покойно быть устранено при помощи той силы, которая проявляется при отсутствии страха и боязни. Той энергии и жизненной силы, которые бесследно, благодаря страху, пропадают, будет вполне достаточно, чтобы мы могли восторжествовать над действительными затруднениями, если только они появятся. Припомните рассказ об умирающем старике, который дал своему сыну хороший совет: “Иван, я прожил восемьдесят лет и имел очень много неприятностей, большинство которых никогда не осуществились”. Старик просто высказал то, что на опыте знают многие мужчины и женщины, дожившие до преклонного возраста. Вывод вполне очевиден.
Я делаю предположение, что вы являетесь жертвой страха (в этом я, наверное, не ошибусь), и намереваюсь воспользоваться четырьмя различными способами для избавления от него. Я предполагаю далее, что вы начинаете испытывать их все, один за другим, по очереди.
Сначала вы примените первый — силу воли — и скажете самому себе: “Я не хочу бояться”, “Я приказываю страху исчезнуть”. Это героическое средство. Я не буду входить в подробности этого способа. Вы все достаточно знаете о нем. Вы все пробовали его.
Затем вы обращаетесь к помощи самовнушения; при этом вы постоянно мысленно повторяете: “Я не боюсь”, “Я уверен в самом себе”, “Я уничтожил боязнь”, “Я не чувствую страха” и т. п. Эти самовнушения вы должны делать вполне серьезно, как если бы вы делали внушения другому лицу и старались укоренить их в нем. Укажите своему пассивному разуму, что вы уверены в том. что говорите, и тогда он окажет доверие вашим словам; считая же их правильными, он последует им. Если вы будете применять этот способ уверенно и вполне серьезно, то вы тотчас же заметите его благотворное действие. Вы не должны забывать, что, если пассивный разум тревожит ваше сознание какими-то страхами, то вы должны удвоить свои уверения в безбоязненности, и мысль о страхе исчезнет.
Вначале, конечно, вам будет трудно, так как мысли о страхе всегда встречают хороший прием, но, подобно плохой собаке, они скоро узнают, что у вас против них имеется дубинка, и не замедлят удалиться. Никогда не забывайте мысли о собаке и дубинке, тогда у вас не будет лишнего беспокойства. Вы научитесь избегать мыслей о страхе подобно тому, как вы избегаете злых собак; вы будете уметь устранять их сильными ударами своей мыслительной дубинки. Они быстро убегут, поджав хвост, и на будущее время будут иметь в виду дубинку. Вы не должны дожидаться, чтобы они на самом деле начали одолевать вас, а должны обязательно приниматься за дубинку при первой же их попытке напасть на вас.
Теперь, наконец, вы намереваетесь испробовать действие способа поглощения мысли. Для этого вы приводите себя в способное к восприятию внушений пассивное состояние, таким же точно образом, каким вы пользовались, подготавливаясь к внушениям гипнотизера. Чем пассивнее вы будете, тем лучше будут результаты. Говоря иначе, примите вполне пассивное состояние как в духовном, так и в физическом отношении. Благодаря этому вы освобождаете активный разум от его обязанностей и предоставляете пассивному разуму неоспоримый контроль надо всем. После этого вы сосредотачиваетесь на мысли “Я не боюсь” и на других ей подобных.
Таким образом, вы представляете себя самому себе не чувствующим страха, отважным, обладающим духовным и физическим мужеством и как бы прогоняющим боязливые мысли при помощи психической дубины. Предоставляя полный простор для своего воображения, вы все-таки должны придерживаться желательного образа мышления. Вы увидите, что здесь наибольшую ценность представляют упражнения в концентрации (сосредоточении). Вы должны постоянно думать о бесстрашии, действуя при этом вполне естественно. На мой взгляд, вы должны держать себя точь-в-точь как актер, который увлекся своей ролью. Воображаемый характер скоро станет действительным. После непродолжительной практики он станет вполне естественным и окажется как бы присущим вам.
Как я уже ранее указывал, соединение поглощения мыслей и самовнушения является идеальным способом для образования характера. Я предполагаю закончить настоящую лекцию несколькими упражнениями, которые окажут вам пользу при способе поглощения мысли. Не забывайте повторять упражнения в концентрации, так как вы обязательно должны научиться им до того времени, когда начнете бороться со страхом. Начинайте эту борьбу сию же минуту. Вырежьте себе немедленно дубину и дайте ею острастку своему врагу. Удалив его с дороги, вы спокойно можете отдаться изучению настоящего предмета, не слыша уже его воя и визга.
Способ приобретения недостающей энергии, уверенности, настойчивости и тому подобных качеств является совершенно тождественным с тем, который указан для уничтожения страха; само собой разумеется, необходимо только изменить, сообразно с данным случаем, слова самовнушения и подтверждения.