Магия вселенной

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Магия вселенной » ПРАЗДНИКИ КОЛДОВСКИЕ » КРАСНАЯ ГОРКА


КРАСНАЯ ГОРКА

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Красная горка - первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели.

Красная горка — один из народных праздников красной весны, с него начинались хороводные игры на горах и долинах, играются свадьбы на Красную горку.

Из истории. Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища(Капище — языческий храм.) и требища(Требище — жертвенник, место принесения жертв Богу). В России встречается много старинных мест под названием красных гор, горок, холмов.

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета.

Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе.

Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

По народному календарю. В этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. И оба они, и парень, и девушка, непременно умрут вскоре же после свадьбы.

2

В Спасске девушки и женщины в траурном платье (черном и белом) шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам. Плакали, причитая, катали яйца на их могилах, а потом ели и пили, выливая остатки вина на могилы. Позже, переодевшись дома в праздничное платье, шли играть на красную горку.

В некоторых селах Владимирской губернии Фомино воскресенье сопровождалось особыми ритуальными обрядами. После обедни где-нибудь на открытом месте деревенской улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженям”, которые и давали им по куску пирога и по одному яйцу.

Красная горка в северном Поволжье называлась кликушным воскресеньем, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов — окликали молодых, которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.

В Пензенской губернии на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали свои косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг около села и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Эта пирушка продолжалась до третьих петухов (примерно до трех часов утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.

В Калужской губернии в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке;вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг горки, угощали друг друга яичницами. Вечером сжигали чучело с песнями и плясками.
Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. На игрище собирались под вечерок красные девицы и добрые молодцы на луг или на улицу.

3

Свадьба на Красную горку
На Красную горку традиционно приходился пик свадеб, так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

Антипасха
«Антипасха» - греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» - праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.

«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом.

Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество

4

"Красная горка" – торжество обновления Солнца – Ярило, главного божества славян, и радостная встреча Весны - Красны. Собирались на Красной горке (так назывался не только праздник, но и особое место) затемно и встречали восход солнца словами: "Слава Яриле! Здравствуй, красное солнышко!" Было принято "закликать", "заигрывать" весну - призывать прийти поскорей, и "величать" - произносились заклинания на хорошую погоду, сбор обильного урожая. Звучали песни – "веснянки", славившие возвращение тепла и зарождение плодов природы: "Приди к нам весна! Со радостью, со милостью! Со рожью зернистую, со овсом кучерявым, с ячменем усатым …".
К празднику готовились основательно и всерьёз: зазывали гостей из других деревень, готовили традиционный для этого события праздничный стол: жарили яичницу, пекли пироги и караваи – всё имеет форму круга и символизирует солнце. Чтобы определить, чего следует ожидать в будущем, катали красные яйца с горы – у кого дольше всех прокатится и не разобьётся, всё сложится благополучно.

"Красная горка" – была также и торжеством любви, зарождения чувств и надежд – не была фиксированным праздником одного дня. "Красные горки" устраивались в течение нескольких дней, поэтому этот праздник можно определить скорее, как увеселительное действо, с определёнными обрядовыми песнями, хороводами, играми и обычаями, которые были настоящим событием в жизни молодых людей.

На "Красную горку" парни и девушки знакомились, выбирали себе суженных и в игровой, шутливой форме (во избежание обид в случаях несовпадения выбора) оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. Все наряжались в самые красивые и лучшие одежды. Может быть и поэтому "Красная горка". Девушки и женщины вплетали в волосы цветные ленты и повязывали расписные платки, чтобы привлечь внимание и понравиться любимому. Оставаться молодёжи дома в этот день было просто не позволительно, в наказание отсутствовавших называли насмешливыми прозвищами. Считалось, что просидевшие дома все праздничные гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, ведь самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье.

5

Преодолеть силу девичьего заклятия, исполненного в ночь на Красную горку, по свидетельству знатоков народной магии, очень трудно.
Вот как в старину делали такое любовное заклятие в селах Московской и Тульской губерний. Перед рассветом девушки забирались на самый высокий в окрестностях холм и, взявшись за руки, образовывали замкнутый круг, в центре которого стояла их подружка, страдающая от неразделенного чувства. Как только показывалось солнце, влюбленная девица начинала говорить такие слова:

«Здравствуй, Красно Солнышко!
Празднуй, ясно ведрышко!
Из-за гор-горы выкатайся,
На светел мир воздивуйся!
По траве-мураве,
По цветикам лазоревым,
Подснежникам
Лучами-очами пробегай,
Сердце девичье лаской
согревай,
Добрым молодцам в души
загляни,
Дух из них вынь,
В ключ живой воды закинь.
Тот ключ в руках
у красной девицы,
Зорьки-зоряницы.
Зоренька-ясынька гуляла,
Ключ потеряла.
Я, девушка (имя),
Путем-дороженькой
шла-прошла,
Золот ключ подобрала.
Кого хочу - того люблю,
Кого знаю - тому душу
замыкаю.
Замыкаю я им, тем ключом
золотым
Добра молодца (имя)
На многие годы, на долгие
весны, на веки-веченские
Заклятьем тайным
и нерушимым. Аминь».

6

Ритуал на богатство на Красную горку (по Степановой, с комментариями того, кто его выполнял)

"В семи храмах есть семь столбов,
И в одном только есть Подажь Боже.
К той Подажь Боже есть истинное слово.
Положил Подажь Боже сам Соломон.
Кто до Подажь Боже дотронется,
С этих слов со святой иконы умоется,
Тому богатая судьба откроется, обнажатся сокровища.
Злато, серебро запечалится по рабу Божиему (имя). Истинно есть, истинно будет, Подажь Боже Раба Божиего (имя) во веки веков не забудет. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

• Обряд этот очень сильный.
• «Подаждь Боже» — это не икона, а так сказать группа икон, на которых Господь изображен на троне или икона Господа Вседержителя. Так что вы можете купить такие иконы в любой церковной лавке или заказать в иконописной мастерской.
. Снимают с нее укрывало, целлофан (если был Вами положен) и льют на икону воду. Икону держат над тазиком. Той водой, что с иконы слилась и умываются.

• Красная горка — первая неделя после Пасхи — первое воскресенье после Пасхи. Иначе оно называется Фомина Неделя или Фомино воскресенье. Или Антипасха. Вот сколько названий у первого после Пасхи воскресенья.
• Лично я не погружаю, а трижды обливаю икону водой. Скажем так, пускаю воду вдоль нее. Обычную. Если Вы берете воду из колодца, то из него, если из-под крана, то эта тоже сгодится. Наговорить, потом умывать.
• [Оставшуюся] воду выливают на кустик, дерево. Умывают только одного человека. Три года подряд.


Вы здесь » Магия вселенной » ПРАЗДНИКИ КОЛДОВСКИЕ » КРАСНАЯ ГОРКА


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно