Ветер и Вихрь.

«С ветра пришло, на ветер и пошло»; «Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?»; «За ветром в поле не угоняешься»; «Ветер взбесится, и с бобыльей избы крышу сорвет» [Даль, 1880].

Ветер в поверьях часто предстает живым существом. В севернорусских быличках, заговорах упоминаются царь ветряной, двенадцать ветров, двенадцать вихорей; двенадцать ветров прикованы к скале посреди океана, и, когда один из них освобождается, начинается буря (Арх.). Жители Вологодской губернии полагали, что Ветер – живое существо, сидящее у края неба на цепи. Рыбаки Астраханской губернии именовали северо-западный ветер «Дедом в изорванной шапке», а рыбаки и моряки Русского Севера обращались к ветрам – всадникам или коням: «Сивушки-бурушки, вещие воронюшки, пособите, помогите!» В Новгородской губернии считали, что ветры производят ангелы, которых Бог поставил по четырем сторонам света, «они дуют поочередно: один устанет дуть – другой начнет».

В загадках ветер чаще всего рисуется похожим на быстро передвигающегося, но не имеющего рук и ног человека: «Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, траву к земле пригибает». Он невидим и обнаруживает себя свистом; он «жеребец, которого всему миру не сдержать». В Новгородской губернии ветер называли «косоруким».

Конь, всадник и просто «летящий человек» – традиционные облики ветра в русских поверьях, однако ветер так переполнен жизнью и разнообразными силами, что часто не наделяется каким-то ясным, определенно описываемым обликом, он одушевлен, он «живой». В Нижегородской губернии рассказывали, что ветер «хватает» проклятых, а астраханские рыбаки просили ветер: «Святый воздух, помоги нам!»

Ветер, особенно сильный, по природе своей существо могущественное, но непредсказуемое. Он то вредит, то помогает. В одной из народных песен поется: «Ветростная сила не захотела нашего счастья обвенчать» (Орл.). Обращаясь к ветрам в заговорах, обычно старались заручиться их поддержкой: «Уж вы, батюшки ветры, батюшки вихоря, сослужите мне службу верную!» (Перм.). Интересно, что к ветрам часто обращены не столько промысловые, хозяйственные, сколько любовные заговоры «от тоски»: «На море, на Океане, на острове Буяне живут три брата, три ветра, один северный, другой восточный, третий западный. «Навейте вы, нанесите вы, ветры, печаль, сухоту рабе Божьей < имя >, чтобы она без раба Божьего < имя > дня не дневала, часа не часовала». Слово мое крепко» (Ворон.), В Вятской губернии ветреник – игривый дух, врывающийся зимой в избу с клубами пара. Обычно же непредсказуемый, двойственный ветер опасен.

По общераспространенным поверьям, мор, эпидемия могут приноситься ветром и даже быть ветром (откуда и названия эпидемий – «поветрия»). В представлении крестьян болезнь от неизвестной причины «прикидывается с ветру»; в заговорах упоминается ветроносное язво; с помощью ветра могут распространять порчу колдуны, ведьмы. Несомое ветром вредоносное слово (урок), болезнь в поверьях и заговорах изображается как ветер, стрела (урок – от «речи», «ректи» – «порча, дурное слово»); «сильное слово, урок, конечно, <представляется> по связи стрелы с ветром» [Потебня, 1914]. Человек, напускающий по ветру порчу и болезни, мог именоваться ветряным.

В рассказе, записанном на Терском Берегу Белого моря, «портеж» и летуч, и вполне материален одновременно: «Я сторожила у музея. А уж такой тихой вечер... И вот на кладбище как засвистело и через реку полетело. И когда я пришла домой, у меня нога заболела. Потом одна мне сказала: «Портеж летел, тебя немного задел. На ту сторону летел, понизу».

Есть целый ряд болезней, вызываемых или приносимых ветром, «с ветру». Это ветрянка, притча ветреная (Яросл., Волог.), ветреное, ветряный, ветряной – «болезни от дурного ветра» (Арх., Тобол., Ирк.). Произошедшими «с ветра» могли считаться не только эпидемические болезни, но и грыжа, язва, удар, нарывы, опухоли (килы), общие и неопределенные заболевания, «хитки и притки», «скорби и печали».

По поверьям Вологодчины, «ветроносные килы» как бы постоянно перемещаются в воздухе, становясь особо опасными в «недоброе» время:

«В сутках три минуты есть плохие. Когда из дому выходишь поутру, то надо сказать: «Тпру-килу, тпру-килу, тпру-килу». Потому как неизвестно, на какую минуту попадешь (от килы, пущенной по ветру)».

В рассказе из Пермской губернии «страшный колдун», волхит пускает килу на ветер: «Что-то прошептал на палку да и дунул на кончик, чтоб кила-то по ветру понеслась и села кому-нибудь».

Лечение принесенных ветром болезней могло включать относ (подарок) вызвавшему их ветровому духу, ветру, сопровождаемый обращением к нему: «Хозяин батюшка, прости раба и рабу. Вот тебе хлеб и соль и низкий поклон от раба Божьего < имя >! Ты, и крестовой [дух на перекрестке дорог], и пудовой [устрашающий], ты, дворовой, и северный, и южный, и западный, и всходный, и лесовой, и полевой, и водяной, и ночной, и полуночный, и денной, и полуденный, и все вы, меня, грешного, простите» (Смол.), Заговор было необходимо прочитать три раза, обводя «крайчиком» [краюшкой хлеба] вокруг головы больного, а затем положить «крайчик» слева от больного «вышиною непременно по колено больного» – для ветрового (Смол.).

В поверьях «живой» ветер, поветрие и дух ветра (вызывающий или приносящий болезнь) часто трудноразличимы. Это некое налетающее и исчезающее дуновение, порыв ветра, лишь обозначенный названиями ветер, ветровой, ветряный (ветряный – дух неопределенного облика, которого в старинном заговоре прогоняют «под куст и под холм»).

Ветер может представляться и самостоятельным, живым (мальчиком, мужиком, стариком, конем, всадником). Он сопровождает лешего, покойника, неясного облика нечистую силу, черта, которые сами вызывают ветер или становятся им.

Ветер, вихрь в представлениях крестьян XIX-XX вв. порою заслоняет лешего – «хозяина» леса. Один из наиболее распространенных обликов лешего – летящий «как ветер» конь, всадник или кучер на тройке быстрых коней-покойников.

Воздух – необходимое условие бытия всего сущего; ветер – движение воздуха, «вздох», дыхание мира и одновременно дыхание человека, залог его жизни. «Душа по выходе из тела и до соединения с ним есть ветер» [Потебня, 1914]. Душа (а точнее, неумирающая жизненная сущность, в крестьянском сознании обычно тождественная материальному, лишь более «воздушному», «летящему» облику человека) – «есть дух, воздух, ветер». «Как латинское annimus соответствует греческому avemos – ветер, так и наши дух, душа находятся в коренном родстве со словами дуть, воздух, дым...» [Никифоровский, 1875].

В русских поверьях XIX-XX вв. преимущественное внимание уделяется не столько «душе – дуновению», сколько особо сильному ветру, вихрю. Он понимается как воплощение души (или «посмертный облик») наделяемых особыми, сверхъестественными силами покойников (удавленников, утопленников, опойц).

Боги ветров и вихрей.

Бог Стрибог.

Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра.
Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода.
Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.
Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.
Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист - старший ветер, считается богом бури;
Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый;

Сиверко (Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Бог Адад.

Адад, Ишкур ("ветер"), в шумеро-аккадской мифологии бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану.

Бог Догода.

Догода — бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.

Бог Энлиль.

Энлиль ("владыка-ветер"), в шумеро-аккадской мифологии одно из главных божеств, сын бога неба Ану.