Чётки (от др.-рус. чьтѫ — считать, читать, почитать) — шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: индуизме, исламе, христианстве и буддизме — используются для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий, сохранения внимания и концентрации, задания ритма и так далее.
Древнейшие из известных чёток были созданы во II тысячелетии до нашей эры в Индии.
Семена Daemonorops spp., используемые в качестве зёрен чёток в буддизме
Чётки-вервица представляли собой кусок верёвки. При изготовлении прочих узелковых чёток могут применяться различные шнуры или нити, например, брояница традиционно изготавливается из овечьей шерсти. Лестовка чаще всего делается из кожи с внутренностью валиков-«бобочек» («ступеней») из бумаги. Зёрна чёток могут изготавливаться из различных материалов: дерева различных пород: кипарис, можжевельник, бук, сандал и так далее; минералов, в том числе самоцветов и драгоценных камней: горный хрусталь, янтарь, нефрит, яшма и так далее; жемчуга, коралла, кости, стекла, керамики, металлов, пластмасс, плодов и семян различных растений: лотоса, дерева бодхи, рудракши и так далее.
Последователи Ваджраяны (тантрического буддизма) используют чётки с нитью, образованной из пяти разноцветных волокон: синего, зелёного, белого, красного и жёлтого цветов, которые символизируют пять элементов, лежащих в основе видимого мира (пространство, воздух, вода, огонь и земля).
В тантрическом буддизме зёрна, изготовленные из теменной части человеческих черепов могут заменять резные костяные зёрна, изображающие черепа
Буддийские чётки со 108 зёрнами чаще всего имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36 и 72 бусины).
В старообрядческой лестовке три первых и три последних «ступени» отделяются от прочих бобочек плоским участком кожаной полосы, а группы в 12, 38, 33 и 17 бобочек разделены более крупными («великими») «ступенями».
Соединённые в кольцо чётки часто дополняются каким-либо элементом. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина — знак Будды. Во многих традициях на свободных концах чёток оставляют несколько бусин, которые используются в качестве счётчиков полностью отчитанных чёток. Христианские чётки часто имеют в своём составе крест, медальон и (или) кисточку. Старообрядческая лестовка имеет на месте соединения концов ленты привеску в виде четырёх обшитых треугольников, в которых в старой традиции находилось семь счётных передвижек.
По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв, мантр, совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий. При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы (особенно неравные, как, к примеру на лестовке), становится проще отсчитывание большого набора чисел. Применение привесок-счётчиков делает возможным счёт больших чисел, на счётчике откладывается число полностью отсчитанных чёток. То есть счётчик является следующим регистром при передаче чисел в системе счисления с основанием, равным числу зёрен в кольце чёток.
напоминание:
Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве, соединённые в кольцо — о непрерывной молитве. Устройство чёток иногда согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть число зёрен диктует последовательность слов и (или) действий.
Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма, который задается и поддерживается перебиранием чёток.
Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном. Так, к примеру, непрестанное повторение Иисусовой молитвы без счёта, практикуемое в исихазме, предполагает необходимость сохранения внимания, в частности чёткость текста молитвы, что облегчается ритмичным перебиранием чёток. Каждое зерно «возвращает» внимание верующего к молитве.
символизм:
Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью, с венком (венцом), лестницей в небо.
отличительный знак:
По виду чёток можно делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, степени его подготовки.
В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки может помочь при лечении болезней суставов.
В зависимости от размера чёток и традиций возможны различные способы ношения. Специальные короткие чётки с небольшим числом зёрен или узлов (так называемые «перстные чётки») надеваются на палец. Более длинные, такие как традиционная брояница надеваются на запястье. Католические чётки-розарий часто носятся в руках, наматываясь на одну из рук, при необходимости вставляются за пояс (ремень) или убираются в карман. Можно носить четки в специально сшитом мешочке — «scapula», который может быть украшен вышивкой, на нем могут быть написаны тексты молитв, или изображены святые.
Традиционный способ носить длинные чётки — надевать на шею в виде ожерелья:
…Он себе на шею чётки
Вместо шарфа навязал,
И с лица стальной решётки
Ни пред кем не подымал…
А. С. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный»
На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
А. А. Ахматова. «На шее мелких чёток ряд...»
В тантрическом буддизме часто используют чётки из костей яка или человека, но это не является обязательным. Как правило, четки делаются из различных пород дерева или камней. Традиционное количество бусин в четках - 108. В буддизме четки используются для подсчета количества произнесенных мантр. При этом каждая бусина четок используется дважды: в первый раз, когда практикующий произносит полный круг мантр - 108, во второй, когда количество начитанных мантр превышает 1000, т.е. 10 раз по 108. В этом случае, специальный счетчик передвигается на 1 бусину вперед относительно центрального звена четок - "ступы". Часто этот счетчик состоит из 10 элементов, которые передвигаются подобно четкам, что облегчает подсчет сотен. Для каждой практики в буддизме есть определенное рекомендованное число повторений мантр, которое является минимальным для достижения опыта духовной реализации данной практики.
Чётки в исламе
Мусульманские чётки обычно насчитывают 99 (по числу имён Аллаха), 33 или 11 бусин и привеску. Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем — перемычка (овальное зерно, плоский кружок и т. п.) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:
1.Намерение молитвы.
2.Стояние на ногах.
3.Произнесение слов «Аллах велик» (Алла ху акбар).
4.Коленопреклонение.
5.Падение ниц.
6.Произнесение молитвы.
7.Повторение имени Бога.
8.Произнесение формулы «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — пророк Его».
9.Приветствие.
10.Произнесение разных имен Аллаха (до 99 имен).
11.Непрерывное повторение хором общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом.
Чётки в христианстве
В христианстве чётки появляются не позднее IV века. Считается, что начальной формой чёток была верёвка с навязанными узлами — так называемая «вервица». В различных источниках указываются разные личности, введшие чётки в христианскую практику. Чаще всего называется святой Пахомий.
Чётки в монашестве называются «духовным мечом» и вручаются монаху при постриге.
Чётки являются атрибутом в иконографии архангела Селафиила.
Католические чётки (розарий) обычно состоят из 50 зёрен, разделённых на пять декад и используются для молитвы. Также могут использоваться чётки с 33 и 150 зёрнами. Розарий символически означает «венец веры» из роз.
Монахи францисканского ордена использовали семидекадный розарий в память о семи радостях Девы Марии, называемый «францисканский венчик», «серафический розарий» или «розарий семи радостей Девы Марии».
В Ирландии во времена гонений на католиков использовался особый ирландский розарий для скрытого ношения, состоящий из единственной декады зёрен и не соединённый в кольцо.
В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо кратным 10 или 12 числом. В 67 правиле Номоканона XI века говорится о вервице, имеющей 103 узелка. Чётки используются при совершении Иисусовой молитвы.
В балканских православных странах используется особый род вязаных чёток — брояница.
Ранее чётками обязательно пользовался любой православный — монах или мирянин. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано:
…Следует христианину всегда держать в руках — чётки, а молитву Иисусову — неустанно на устах; и в церкви, и дома, и на торгу — ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…
В современной церковной практике Русской Православной церкви отношение к использованию чёток мирянами осторожное, считается, что чётки обязательны исключительно монахам.
Обязательное использование чёток сохранено старообрядцами.
В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка — чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Лестовка символически означает лестницу от земли на небеса.
В середине 1980 годов в англиканской церкви разработаны так называемые «англиканские» или «экуменистические» чётки. Как и традиционные православные, они содержали 33 бусины по числу лет земной жизни Христа, но разделённых на группы, как в католическом розарии.
Чётки могут использоваться в качестве модного атрибута, аксессуара. Чётки могут носиться на шее, как бусы, на запястье как браслет, вешаться на зеркало заднего вида в автомобиле и так далее.
Пример нерелигиозных чёток — греческие комболои.
В Армении, Азербайджане и Грузии, а также Казахстане и России наряду с традиционными используют еще и плоские, так называемые «перекидные» чётки — плоскую ленту, не соединённую в кольцо, набранную из небольшого числа прямоугольных пластинок. Обычное число элементов в таких чётках — 13, но возможны также чётки с 8, 10 и 12 элементами. Чётки подобной конструкции (так называемые «болтухи») нередко изготавливаются в местах лишения свободы на территории бывшего СССР из разного материала: от плексигласа до хлеба. «Перекидные чётки» используются как атрибут «крутого» человека и не связаны с каким бы то ни было религиозным культом. Подобные четки крутят, перехватывая пальцами, вокруг пальцев или всей ладони.
Разновидности и варианты названия чёток
брояница — балканская разновидность чёток
болтухи — жаргонное название плоских перекидных чёток
вервица — чётки из верёвки с навязанными узелками
джапа-мала (санскр. जप माला) — индуистские и буддийские чётки
думки — название чёток в тюремном жаргоне
змейка (уменьшительное от змея) — жаргонное название плоских перекидных чёток
комболои (греч. κομπολόι) — греческие чётки
комбоскини (греч. κομποσκοίνι) — греческие вязаные чётки, аналог вервицы и брояницы
коронка, корунка (уменьшительное от корона)
лестовка, лестовица (уменьшительное от др.-рус. «лествица» — лестница) — старообрядческие чётки
мала (санскр. माला) — см. джапа мала
мисбаха (араб. مسبحة) — в переводе семья, группа
низка, низь (от низать) — низанные чётки
патерностер (от лат. Pater noster — Отче наш)
розарий (лат. rosarium) — католические чётки (в западных областях Белоруссии и Украины рожанец, ружанец от польск. różaniec)
рудракша (санскр. रूद्राक्ष — глаза Рудры) — чётки из плодов одноимённого дерева (лат. Elaeocarpus Ganitrus)
субха (араб. سبحة)
тасбих, тесбих (араб. تسبيح)
чётки
шапле (фр. chapelet)
Чётки в культуре и искусстве
«Драгоценные чётки высшего пути» — сочинение Гампопы
«Праздник чёток» — название фрески Джотто, посвящённой Сошествию Святого Духа на апостолов
«Чётки праведников» — поэма Джами из цикла «Семь корон», написанная в 1482—1483 годах
«Праздник чёток» — позднее название картины Альбрехта Дюрера 1506 года, написанной для алтаря церкви Сан-Бартоломео в Венеции (ныне в собрании Национальной галереи в Праге)
«Богоматерь, вручающая чётки св. Доминику и другим святым» — картина Петера Пауля Рубенса (около 1630—1632 года, собрание Эрмитажа)
Капелла чёток — капелла в в Вансе (Приморские Альпы), в оформлении которой принимал участие Анри Матисс
«Чётки» — книга Анны Ахматовой (1914 год)
«Чётки лет» — поэтический сборник Расула Гамзатова (1969 год)
«Нефритовые чётки» — книга Бориса Акунина
Пословицы и поговорки
В руке чётки, а на уме тётки
Робкий муж и лестовки боится
Чётки не спасут, а жена рая не лишит
Считай, тётка, по чёткам
Музеи и коллекции чёток
Музей комболои (греч. Μουσείο Κομπολογιού), Нафплион, Греция, wwwkomboloi.gr
Музей бус (англ. Bead Museum), Вашингтон, США, wwwbeadmuseumaz.org содержит большую коллекцию чёток
Коллекция Натальи Львовны Жуковской насчитывает большое количество чёток, принадлежащих различным конфессиям
Личности, связываемые с чётками
Курбан Бекиевич Бердыев, футбольный тренер, перебирающий чётки во время матчей
Николай Александрович Бугров, купец, практически монопольно содержавший лестовочный промысел в России
Василий Великий, святитель, которому приписывается введение вервицы в церковную практику
Пахомий Великий, преподобный, которому приписывается введение вервицы в церковную практику
Святой Доминик, проповедник, получивший, согласно преданию, розарий от Девы Марии
Мартин Лённебо, шведский лютеранский епископ, предложивший особый вид чёток
Серафим Саровский, преподобный, пользовавшийся лестовкой
Эраст Фандорин, литературный герой, пользовавшийся чётками
Константин Цзю, боксёр профессионал, пользовавшийся чётками
Вадим Бойко, «жемчужный прапорщик», названный так из-за того, что в момент зенита славы имел на руке пластиковые чётки, ошибочно принятые за жемчужный браслет
Интересные факты
В честь чёток назван особый тип пассажирского подъёмника — патерностер (от лат. Pater noster — Отче наш), в котором открытые кабинки непрерывно движутся мимо открытых площадок. Paternoster первоначально — чётки, на которых читается Господня молитва.
Мужское и женское имя испанского происхождения Розарио дословно означает розарий, католические чётки
В метро Мехико есть станция «Розарий» (исп. El Rosario), на эмблеме которой изображены чётки
Римский папа Иоанн Павел II объявил период с октября 2002 года по октябрь 2003 «Годом Розария».