Джинны
Арабское слово Джинн происходит от «глагола джанна», которое означает «скрывать», «прятать».
Могущественные и не очень духи, духи стихий — ветра, огня, земли и воды, духи предков ,духи местности. Ислам лишь попытался включить весьма разнородную группу джиннов в собственную мифологию, объяснив их существование в рамках монотеистической системы. Точно так же на Руси древние духи лесов и рек — лешие, водяные и русалки — после крещения страны превратились в нечисть. Иного места для них не нашлось.

Если говорить о джиннах типичных, составляющих основную массу сверхъестественных существ Ближнего Востока, то они окажутся мало похожими на старика Хоттабыча или синелицего жителя лампы из мультфильма об Аладдине. Рядовые джинны — духи природы, во многом подобные японским ками либо русским полевым, домовым и банникам. Нет только джиннов-леших. В Аравии им негде было бы поселиться.

Мандах. Они могут качать колыбель и оказывать мелкую помощь х озяйке. Арабы стремятся угодить домовым. Ведь добрые духи охраняют жилище от злых. Издержки же на содержание мандахов невелики. Невидимки садятся за стол вместе с семьёй, которую опекают, и тихонько таскают еду из тарелок. Главное — не спугнуть духов. Хозяйки "угощали" мандаха молоком и лепёшкой

Ифриты — джины огня — куда могущественнее, чем их земные собратья. В мире людей они гости, и нужен хотя бы маленький огонёк, чтобы поддержать их присутствие. Например, ифрит может проникнуть в наш мир через костёр.
Сила его невероятна. Он в одиночку может разрушить город. А если потребуется, мгновенно доставит из дальних стран необходимый предмет.
Ифриты – это “огонь”, они дышат огнем и отлично владеют боевой магией. Когда нужно кого-то убить или что-то разрушить – это работа для ифритов. В арабском языке фраза “ифрит из джинов”, взятая из Корана и означает что-то вроде “сильнейший из сильных”.

Мариды Некоторые богословы считают их эфирными существами ,. В зависимости от атмосферных условий марид в своей естественной форме либо полностью прозрачен, либо подобен облаку. В гневе же он обращается в свирепый пустынный смерч. По желанию джинн может уплотнять своё тело, принимая облик шакала, скорпиона или змеи. Доступно ему и человеческое обличие, в котором джинн очень напоминает толкиновского Сарумана: величественный старец в ослепительно белых одеждах. Выглядеть иначе марид не может или не хочет. Воздушная природа позволяет мариду летать, мгновенно рассеиваться, вырастать до гигантских размеров и проникать в мельчайшие щели. Тем не менее даже в газообразной форме он материален.

ГУЛИ
Самая тёмная разновидность джиннов — гули, встретить которых можно среди руин либо на кладбищах. Это похожие на европейских вурдалаков чудовища: оборотни, убийцы и трупоеды. Но, в отличие от вурдалака, гуль не нежить.

ПОДЗЕМНЫЕ ДЖИННЫ
Иране именуются дэвами.И состоят эти существа не из воздуха, не из огня, а из плоти и крови.

Описываются дэвы как заросшие шерстью, звероподобные, страховидные, часто украшенные рогами великаны, ростом превосходящие людей примерно вдвое. Но, несмотря на внешнее сходство с троллями, подземные джинны отнюдь не прозябают в дикости. Каждый из них — маг. В подземном царстве высятся роскошные дворцы, подвалы которых полны сокровищ и волшебной утвари. В пещерах разбиты прекрасные сады, освещаемые не солнцем, а сияющими кристаллами.

Силаты – Силатами зовут джиннов воздуха. Они обладают легким характером, способны помочь человеку и даже стать ему верным другом.

РЕЧНЫЕ ДЖИННЫ

Сочиняя предания в доисламскую эру, ближневосточные народы ещё не знали, что позже Аллах сотворит джиннов из чистого огня. Поэтому часть сверхъестественных существ Аравии связана с водой. Духи источников, ключей, ручьёв, прекрасные девы, и к людям они относятся благосклонно.

Водных джинний можно увидеть днём, но прямых лучей солнца они избегают, предпочитая скрываться в гротах или в густой тени нависающих над руслом кустов. Задобрить речных дев можно цветами и благовониями. Эти духи относятся к числу наиболее почитаемых. Ведь хотя из колдовства им доступны лишь иллюзии, гнев джинний страшен. Они просто перекрывают воду, а в пустыне это — смерть.

Персы зовут их «пери», а узбеки — «ювхи».