Враждебные и злобные божества

Были так же найдены жертвенники, посвященные какому-либо особому,
исключительному случаю: стихийному бедствие, засуха, эпидемия.

Эпидемия, мор, вполне объясняет и сочетание чучела-жертвенника с
кладбищем и крадой возле него.

Такие жертвенники, имели женское очертание. Женское божество,
поглощающее ей приносы, могло быть Макошью (в случае угрозы урожаю), а в
случае мора и угрозы жизни людей это могло быть олицетворением того
враждебного и злобного божества вроде Мары, Морены, (от «мор», «морить»),
которые впоследствии приняло общеизвестный облик сказочной Бабы-Яги. Сказки
часто подчеркивают огромность этого существа: Баба-Яга лежит в избе из угла
в угол: «в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке, нос в
потолок уткнула»; «Баба-Яга, костяная нога морда глиняная, грудью печку
затыкает» (иногда - «титьки ее на грядке висят»).

Двойником Бабы-Яги является Лихо Одноглазое: «Лихо олицетворяется в
наших сказаниях бабой-великанкой, жадко пожирающею людей». Украинские
сказки. В которых главным противником героя является Лихо, уравнивают Лихо
с Бабой-Ягой: эта великанша живет в лесу, едва умещается в своей избе,
жарит зарезаных ею людей в печи. Кузнец, попавший во власть Лиха, только
хитростью избавляется от великанши-изверга. Кузнец, противостоящий
олицетворению зла, - это персонаж древнего эпоса начала железного века.
Одноглазое Лихо «ростом выше самого высокого дуба». Что касается
одноглазности интересующей нас древлянской ритуальной фигуры, то следует
сказать, что во всем полукруге ее головы («северный выступ») отмечена
только одна точка на месте первого глаза - там положены четыре крупных
камня. Подобные жертвенники, были общественным жертвоприношением злобному
божеству смерти и зла в каких-либо особых устрашающих обстоятельствах.

Лиху приносили, видя по раскопкам, животных и людей, судя по
обильному фольклорному материалу, головы принесенных в жертву отделялись и
выставлялись вокруг обиталища Бабы-Яги или Лиха на кольях - «тычинушках».
Во многих сказках изба Бабы-Яги обставлена такими жердями с черепами на
них; у Лиха Одноглазого гостя потчуют отрубленными головами; дворец Бабы-
Яги, предводительницы конного войска. «тыном огороженный, на каждой тычине
- по голове и только на одной головы нет» (она предназначена для головы
героя сказки). Присутствует в сказках и мотив изготовления «чашки» из
черепа, известный по летописи.