Медвежьи праздники с точно таким же названием, сохранившим древнюю
индоевропейскую форму «комоедицы» - известны у славян. В Белоруссии
комоедицы проводилась 24 марта, накануне православного благовещения.
Хозяйки пекли специальные «комы» из гороховой муки; устраивались пляски в
вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медведя.
Древняя масленица оказалась сдвинутой со своего календарного срока
христианским великим постом, несовместимым с масленичным разгулом. А так
как пост подчинялся подвижному пасхальному календарю, то языческая
масленица, хоть и уцелела после крещения Руси и дожила до наших дней (хотя
бы в виде блинов), но сроки ее изменчивы. Первоначальный же срок не
потревоженной масленицы - весеннее равноденствие. Непременной маской на
масленичном карнавале являлся «медведь», человек ряженый в медвежью шубу
или вывороченный тулуп.
Внутри было вырыто продольное, с плоским дном углубление во всю длину
каждой половины «дома» и по обе стороны его сделаны в материке сплошные
скамьи-лежанки тоже во всю длину. На плоском полу в трех местах (в
сохранившейся половине) проложены костры без специальных очагов. Всего на
четырех земляных скамьях обеих половин здания могли усесться 200 - 250
человек.
Это построенное помещение предназначалось, очевидно, для тех пиров и
братчин, которые были неотъемлемой частью языческого ритуала. Совершив
жертвоприношение, заколов на дальнем помосте жертву, одарив и вознеся хвалу
полукругу идолов, приготовив на рогатых кирпичах жертвенное мясо, участники
обряда завершали его «беседою», «столованьицем, почестным пиром» в закрытом
помещении, сидя на скамьях у небольших (очевидно, осветительных) костров.
Весь вещевой материал Благовещенской горы резко отличается от
материала обычных юхновских поселений. Здесь нет обычных жилищ, нет очагов,
нет рыболовных грузил, пряслиц для веретен. Все найденное здесь
предназначено именно для пиров: большие сосуды (для пива?), небольшие
кубки, ножи, кости животных, подставки для вертелов.
Вход в святилище был устроен так, что сначала входивший проходил на
мост через ров («греблю»), затем попадал в узкое пространство ворот,
приходившееся на середину вала и на середину длинного дома. Возможно, здесь
происходила какая-то церемония «ричащения» содержимым сосуда-медведя. Из
этого серединного помещения два пологих спуска вели налево, в северную
половину здания, и на право - в южную половину. Прямо от входа был весь
внутренний двор святилища. Возможно, что четкое деление помещения на две
половины связано с фратриальным делением племени. Наличие закрытого
помещения, выгодно отличавшегося от тебищ под открытым небом, подтверждает
предположение о Ладе, как главной хозяйке этого уникального капища: песни в
честь Лады пели под Новый год и затем весною, начиная с 9 марта по 29 июня,
- половина праздников, связанных с именем Лады (в том числе и благовещение)
падает на холодный зимний и ранневесенний сезон, когда предпочтительнее
праздновать не на морозе. Впрочем, нельзя исключать того, что наиболее
массовые действия могли происходить на всем плато высокого берега Десны и
за пределами собственно святилища.