Жертвоприношение к силам природы
Религиозное молитвенное отношение к силам природы зафиксировано
многими древнерусскими источниками, что очень порицали церковники в своих
поучениях объясняя или не знанием истиной веры или кознями дьявола, который
«овы прельсти в тварь веровати и в солнце же и огнь и во источники же и в
древо и во ины различны вещи...». И так более точно зафиксированным местом
ежегодных молений были высокие холмы, горы, возвышавшие молящихся над
уровнем обычной жизни и как бы приближавших их к небесным повителям мира,
роженицам или Роду.
«Красные горки», «красные холмы», где проводились масленичные
сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны, встреча Лады и Лели, катанье
яиц на фоминой недели (которая и называлась « красной горкой») были
вероятно около каждого села. В равнинах местах, где не было заметных
возвышенностей, крестьяне отмечали на лугах первые весенние проталины, где
раньше всего начинал таить снег, и там проводили обряд встречи весны.
Священные горы часто носят наименование «Лысых» или «Девичьих» .
возникает предположение что первое название могло быть связано с тем или
иным мужским божеством, с богиней - девой являвшейся далекой
предшествиницей христианской богородице, девы Марией. Часто на лысых горах
были обнаружены идолы обнаженного мужского божества. О таких горах нередко
ходили слухи о обитании на них ведьм.
Девичьи же горы в ряде случаев дают подтверждение своему наименованию.
На одной из девичьих гор был найден своеобразный жертвенник печь
представляющий собой композицию из девяти полусферических углублений. Число
девять в сочетании с девичьим именем этой огромной и очень импозантной горы
наводит на мысль (как и по поводу гадательной чаши с девятью клеймами
месяцев), что создатели жертвенника с девятью составными частями прежде
всего соотносили это центральное сооружение Девичь-горы с девятью месяцами
беременности. Богиня - дева, как устойчивое представление о женском
аграрном божестве, мыслилось, очевидно, подобно христианской богородице не
просто девушкой, а такой, которая уже «понесла во чреве своем» и ей
предстояло девять месяцев подготавливать рождение новой жизни. Число девять
входит в разряд общеславянских сокральных чисел («за три-девять земель», «в
три-девятое царство, три-десятое государство» и т.п.). Так же в Поганском
городище девятиямочный комплекс находится у стены языческого храма,
предшествовавшего постройки костела.
Так же были Бабины горы посвященные женскому божеству, но, очевидно,
иного вида, чем богиня-дева; это могла быть богиня-мать вроде Ма-коши,
богини урожая и судьбы, олицетворение всей земной природы (матьсыраземля).
Возле некоторых бабиных гор были обнаружены могильники с трупосожжениями и
трупоположениями. Их особенность являлась в захранении младенческих черепов
без ритуального инвентаря. На основании этих находок можно вспомнить слова
средневековых писателей о древних языческих жертво приношений. Кирил
Туровский в проповеди на фомину неделю («красная горка») писал: «от селе
(отныне) бо не приемлеть ад требы, заколаемых отцы младенець, не смерть
почести - преста бо идолослужении и пагубное бесовское насилие». Другой
автор несколько более ранний писал: «таверская деторезанья идолом от
первенець».